Зависимость яркости свечения уличных светильников от интенсивности уличного движения
Освещение городских территорий – неотъемлемое условие для безопасного движения транспорта и пешеходов. Уровни освещенности различных территорий регламентируются нормативными документами. В зависимости от требований, предъявляемых к освещению городских территорий, последние подразделяются на пять категорий. К категории А относятся магистральные улицы, которые имеют общегородское значение, а также площади у вокзалов и скоростные дороги. К категории Б – магистрали районного значения, площади перед торговыми центрами, стадионами, административными зданиями.
К категории В – улицы с большим количеством магазинов, учреждений, а также улицы в промышленных зонах и между жилыми зонами многоэтажной застройки. К категории Г – улицы местного значения в секторах многоэтажной застройки, проезды к магистральным дорогам. К категории Д – улицы в районах индивидуальной застройки, проезды и пешеходные дорожки внутри жилых массивов.
Установленный для каждой категории дорог нормативный уровень освещения обеспечивается за счет различных типов осветительного оборудования. В качестве источников света используются галогенные, газоразрядные или светодиодные лампы. Наиболее распространены фонари с газоразрядными и галогенными лампами. Эти типы светильников относительно экономичны и удовлетворяют другим важным для освещения дорог критериям.
Участки дорог, на которых запрещено движение автотранспорта (пешеходные зоны), а также дорожки в парках, скверах по уровню освещения приравниваются к категории Г (улицы местного значения). Однако существуют пешеходные зоны с высокой интенсивностью потока, например, бульвары в крупных жилых массивах или центральные дорожки в парках развлечений. Соответственно, минимальный уровень освещения на подобной местности должен быть выше.
Освещение осложненных участков дорог, выявленных расчетным путем, должно быть более интенсивным
При движении автотранспорта очень важна своевременная реакция водителей на возникающие отвлекающие факторы: появление на дорожном полотне каких-либо предметов, наличие у края проезжей части пешеходов, припаркованных машин и т.д. Поэтому должен существовать контраст между возникшим препятствием и дорожным покрытием, который обеспечивается правильным освещением. Кроме этого, слепящее действие локальных фонарей, прожекторов, подсвечивающих витрины, должно быть сведено к минимуму,
При определении уровня риска учитывается не только количество проезжающих машин, но и то, как на данном участке организовано движение
При устройстве сетей уличного освещения учитывается не только необходимость наличия источников света, но и определяются дороги или участки дорог, требующие особого внимания. Производятся расчеты уровней риска, вероятность возникновения ДТП. При определении уровня риска учитывается не только количество проезжающих машин, но и то, как на данном участке организовано движение. Особенно важны такие расчеты для магистральных и скоростных дорог. В ночное время по таким дорогам передвигаются не только легковые, грузовые среднетоннажные машины, но и активно вливаются мотоциклисты и большегрузные автомобили (фуры), движение которых в дневное время (летом) ограничено. Все это транспортное многообразие передвигается с различными скоростями, что приводит к необходимости частых обгонов, что, в сою очередь, чревато возникновением ДТП. Кроме этого, в процесс движения по-прежнему включены пешеходы. Освещение осложненных участков дорог, выявленных расчетным путем, должно быть более интенсивным.
Величина минимальной средней яркости дорожного покрытия находится в зависимости от того, сколько транспортных единиц проезжает по нормируемой дороге в обоих направлениях за один час (интенсивность движения). Указанная величина выражается в кд/м2 (кандела на квадратный метр). Так, при интенсивности движения от 50 до 200 машин в час средняя яркость светильников должна быть около 0,1 кд/м2, а при интенсивности 2000 машин в час (интенсивность очень высокая, характерна для скоростных дорог) – 1,0 кд/м2.
Равномерность освещения проезжей части на улицах (дорогах) с интенсивность от 500 до 2000 машин в час обеспечивается при соотношении максимальной и минимальной яркости – 3:1, а на дорогах с небольшой интенсивностью от 50 до 200 машин в час, при соотношении 5:1.