Уличные фонари в традиционно русском стиле
Первопроходцем по установке уличных фонарей в России стал город Петербург. Фонари были установлены по Указу Петра I. Первые уличные фонари были масляными и продолжали быть таковыми в течение следующих 130 лет. Первые 12 электрических фонарей зажглись в Петербурге в 1879 году. С этого времени и началась эпоха электрических фонарей.
Над разработкой первых фонарей трудились известные архитекторы, в том числе Растрелли
В настоящее время электрические фонари стали неотъемлемой составляющей городского архитектурного пейзажа. Фонари выполняются в различных стилях, и от задумки специалистов оформителей зависит то, каким будет увиден современный город его гостями и жителями. Ведь фонари не только функциональны, но и декоративны. Фонари, устанавливаемые в исторических местах, выполняются в соответствующем стиле, чтобы гармонировать с окружающими объектами. Современные строения из стекла и бетона побуждают проектировщиков создавать фонари разных замысловатых форм в стиле модерн. В парковых зонах, аллеях и зонах отдыха чаще всего применяются фонари торшерного типа, которые создают атмосферу спокойствия и умиротворённости.
Первые русские фонари появились во время господства классицизма, который назывался царским стилем. Такие фонари выполнялись богато и основательно, ведь классицизму также присуща строгость линий. Над разработкой первых фонарей трудились известные архитекторы, в том числе Растрелли. Опоры представляли собой архитектурные произведения. Плафоны венчались «коронами», контуры фонарей были строгими, прямыми.
Первые электрические фонари появились в то время, когда в России сошлись несколько архитектурных направлений, а стиль, объединивший их, был назван «псевдорусским», «неорусским», а также «русским стилем». Архитектурные формы были продиктованы византийским и древнерусским зодчеством. Изделия из камня напоминали резьбу по дереву, в отделке использовались орнаментальные мотивы. В этот период появились так называемые «Пушкинские фонари», выполненные на высоких опорах. Такие фонари привлекают к себе внимание и скрывают то, что находится под ними. Свет от фонарей идет в стороны.
Кованые фонари имеют защитный кожух, так как, находясь на открытых пространствах, они подвергаются воздействию дождя, снега, пыли
Сегодня под «русским стилем» понимаются фонари классических форм. Плафоны фонарей отличаются строгостью линий. Форма непременно прямоугольная или трапециевидная. Остекление плафона прозрачное или матовое, через которое хотя бы немного (в дневное время) просматривается лампа, напоминающая фитиль. Стекло преимущественно закаленное, в угоду современным веяниям и превосходным характеристикам такой защиты. Остальные части фонаря – опора, корпус, кронштейн – подбираются или изготавливаются в соответствии с требованиями заказчика. Наиболее характерными для «русского стиля» являются кованые фонари.
Кованые фонари имеют защитный кожух, так как, находясь на открытых пространствах, они подвергаются воздействию дождя, снега, пыли. Учитывая привлекательность фонарей, при их проектировании обязательно закладывается дополнительная прочностью конструкции в целях защиты от вандальных действий. Защитный кожух фонаря предусматривает вентиляцию для выхода нагретого лампой воздуха. Обычно фонарь вентилируется через щели в верхней и нижней части. У кованых фонарей обязательно есть козырьки, прикрывающие вентиляционные щели верхней части фонаря.
Фонари, выполненные в «русском стиле», могут быть подвешены к опоре или же жестко фиксироваться на ее верхней части. Фонари прекрасно смотрятся и на опорах средней высоты. Кроме того, фонари прекрасно украсят фасад здания, разместившись над входной группой под козырьком.
Фонари, выполненные в «русском стиле», стали желанным украшением загородных домов. Они отражают самодостаточность, вкус и финансовое благополучие владельцев.