Автоматизированные системы управления уличным освещением
Световые приборы, задействованные в системе уличного освещения, предназначены для улучшения видимости в темное время суток. В данную систему включено освещение:
- Главных и второстепенных дорог;
- Тротуаров, остановок общественного транспорта;
- Парков, скверов, стадионов;
- Наружной рекламы, номеров домов, знаков;
- Архитектурная подсветка.
Уличное освещение предназначено для работы в то время, когда естественных источников света недостаточно
Система управления уличным освещением – это набор средств, которыми, следуя определенной программе, можно влиять на объект под контролем, для достижения поставленной цели.
Управление уличным освещением может осуществляться с участием (на определенном этапе). Такая форма называется автоматизированной (АСУ). Существует и другая форма, называемая САУ – система автоматического управления, когда человек не участвует непосредственно в управлении.
Уличное освещение предназначено для работы в то время, когда естественных источников света недостаточно. К данному периоду относятся не только ночные, но и вечерние, и утренние (в осенне-зимний период) часы. Техническими специалистами предприятий, обслуживающих осветительные установки, рассчитываются режимы работы и графики включения и отключения источников света. Автоматизированная система управления позволяет обеспечивать работу фонарей и светильников с соблюдением установленных графиков, а при необходимости своевременно вносить коррективы. Кроме этого, благодаря системе осуществляется учет потребления и контроль эффективности использования электроэнергии.
В ночное время часть уличных светильников может быть отключена в целях экономии электроэнергии
Управление уличным освещением, завязанным в одну сеть, может производиться путем установки коммутаторов и аппаратов управления, непосредственно в питающую светильники линию. Однако большинство сетей освещения имеют множество ответвлений и центров питания. Дистанционное управление в таких сетях достигается установкой магнитных пускателей и в питающей линии, и в линиях групповых сетей. Вся система включается с диспетчерского пункта и каскадом разливается по разветвленной сети. Сигналом для включения очередного ответвления является наличие напряжения на конце предыдущего. В ночное время часть уличных светильников может быть отключена в целях экономии электроэнергии. Чаще всего отключаются светильники, питающиеся от одной или нескольких фаз. Однако в таком варианте снижения освещения есть существенный недостаток – коэффициент неравномерности освещенности дорожного покрытия выходит за допустимые пределы.
АСУ – это не дань моде, а потребность времени. На создание цепи управления направляются немалые денежные средства, но расходы оправданы. Во-первых, исключаются транспортные расходы на доставку специалистов для включения-отключения определенных участков и снятия показаний электросчетчиков. Во-вторых, к минимуму сводятся потери в случае сбоя в работе системы и несвоевременного отключения освещения, так как диспетчер немедленно оповещен о сбое контрольными приборами. Кроме этого, централизованно выявляются самовольные подключения, приводящие к хищению электроэнергии. С помощью контрольных приборов производится проверка работы сети во время аварий.
Наряду с достоинствами автоматизированная система управления уличным освещением имеет и недостатки. В связи с тем, что начало цепочки по включению-отключению осветительных приборов дает диспетчер, вероятны случаи несвоевременности начала и окончания временного осветительного интервала, что может привести к перерасходу электроэнергии. В связи с отсутствием потребности для систематического выезда обслуживающего персонала, возможен несанкционированный доступ в шкафы управления, хищение оборудования.