Общие правила организации торгового освещения
Успешное освещение магазина в значительной степени помогает повысить уровень продаж и создать удобные условия для посетителей и работников магазина. Но за успешным освещением скрывается предварительная кропотливая работа по проектированию, которая включает в себя соблюдение всех установленных правил и имеющихся особенностей в данной области.
Помимо высоких показателей общей освещенности стоит обратить внимание и на отсутствие вредных качеств у осветительного прибора
Первым показателем, с которого начинается организация торгового освещения, является общий уровень освещенности магазина. Измеряется эта величина в люксах – единице, равной одному люмену (количество светового потока) на 1 квадратный метр. Для того чтобы определить уровень освещенности производят замер на расстоянии одного метра от пола. Каждый магазин имеет свой определенный уровень ( в среднем 500 люкс - 1000 люкс и т.д.), чем выше этот показатель, тем проще и удобней ориентироваться покупателю в магазине. В случае плохой освещенности посетители останутся недовольными, поскольку им постоянно придется напрягать зрения для лучшего изучения товаров и цен.
С общим уровнем освещенности связан и показатель энергоэффективности используемого осветительного прибора. Он определяется соотношением воспроизводимого светового потока – люмен – на единицу потребляемой мощности. Чем он выше, тем экономнее работает светильник. Поэтому мощное световое оборудование, обеспечивающее должный уровень общей освещенности, не всегда может оказаться эффективным, поскольку потребление энергии в разы перекроет все преимущества качественного освещения. В магазинах с большой площадью энергоэффективность источника света является одной из самых важных. Следует тщательно подбирать светильники, отдавая предпочтения тем, которые разумно сочетают в себе как уровень яркости световых потоков, так и количество потребляемой при этом электроэнергии.
Магазины с маленькой площадью целесообразней оснащать небольшим количеством качественных и мощных светильников
Магазины в первую очередь ориентированы на своих клиентов, а их комфортное состояние ценится превыше всего. Помимо высоких показателей общей освещенности стоит обратить внимание и на отсутствие вредных качеств у осветительного прибора. Лампы не должны издавать гудящих звуков, пульсировать. Очень важно, особенно в небольших торговых помещениях, чтобы осветительный прибор выделял как можно меньшее количество тепловой энергии или же не выделял ее вовсе. Этот фактор оказывает влияние не только на состояние покупателей и продавцов, но и на значительную часть продукции, в первую очередь пищевую.
Так же отдельное внимание стоит уделить и цветопередаче источника света. Благодаря этому параметру определяется то, насколько полно будут переданы все цвета освещаемых товаров. Единицей измерения здесь служат Ra, также могут встречаться и процентные обозначения. В обоих случаях показатели колеблются от 0 (минимальная цветопередача) до 100 (максимальная).
В расчет стоит принимать и условия освещения. Здесь дело касается очень многих факторов: общая территория магазина, высота потолков, расположение прилавков с товарами, специализация торгового объекта. Так, к примеру, магазины с маленькой площадью целесообразней оснащать небольшим количеством качественных и мощных светильников, а вот для больших территорий выгодным станет использование увеличенного числа осветительных приборов меньшей мощности. Плотное расположение продукции, а также меховые изделия и ряд других товаров поглощают свет, поэтому в таком случае придется повышать яркость освещения для устранения световых потерь.
Несмотря на большое количество тонкостей и трудностей в создании правильного торгового освещения, грамотный подход к делу позволит владельцам магазина остаться в итоге в выигрыше.