Освещение супермаркетов и гипермаркетов
В сфере торговли одной из важнейших задач является демонстрация ценности товара. Реализовать эту задачу поможет правильное освещение торгового зала. Профессиональное освещение – важная деталь, стимулирующая продажи. Прибыльность, рентабельность и эффективность работы гипермаркета в значительной степени определяются профессиональным выбором светового оборудования, его распределением по всей площади торговых залов, а также качеством его установки, настройки и обслуживания.
Основные требования к освещенности супер- и гипермаркетов: достаточность, равномерность и рассеянность света.
Организация освещенности супермаркетов и гипермаркетов обусловлена спецификой создания общего освещения на больших торговых площадях, вместе с акцентной подсветкой магазинов, отделов и секций для каждого конкретного товара. При этом критерии энергосбережения являются приоритетными, так как определяющим фактором при освещении гипермаркетов и супермаркетов является не дизайн, а энергоэффективность применяемого оборудования.
К освещению в супер- и гипермаркетах применимо правило: чем больше, тем лучше. Достаточное освещение облегчает покупателю задачу зрительного выбора товара из предложенного ассортимента, обеспечивает ему комфорт нахождения в помещении. Психологи указывают, что при хорошем освещении человек чувствует себя естественно и легко, что положительно влияет на его готовность принимать решения, в том числе, касающиеся покупок. Практика сетевых гигантов розничной торговли показывает, что уровень освещенности должен поддерживаться в диапазоне от 400 до 1000 люкс (ЛК).
Нужно учитывать, что при вычислении освещенности помещений без торгового оборудования необходим запас 30-40%, так как именно настолько падает уровень общей освещенности зала после расстановки стеллажей и прилавков. Это объясняется тем, что оборудование является естественными преградами для потоков света, а также различается степенью отражения им света, что и вызывает падение значения освещенности.
Оптимальным решением для освещения супер- и гипермаркетов является использование люминесцентных ламп типа Т5 или Т8, их также называют линейными. Такие светильники имеют длительный срок службы, то есть их использование оправдано с точки зрения экономии.
На всей площади торговых залов гипермаркета свет должен быть распределен равномерно
Для небольших и средних торговых площадей для рассеивания света применяют специальные рассеиватели из поликарбоната. Они преломляют и рассеивают прямые потоки света от ламп, чтобы избежать появления бликов и слепящего эффекта. Широкий ассортимент современного осветительного оборудования позволяет выбрать искусно выполненные призматические или опаловые рассеиватели, которые обеспечат и декоративный эффект, что немаловажно для коммерческих помещений. Для больших торговых площадей рекомендуем использовать линейные магистральные светильники без рассеивателя, с зеркальным или белым отражателем. Подобные светильники могут устанавливаться на высоте 4-6 метров, без критичной потери интенсивности освещения.
На всей площади торговых залов гипермаркета свет должен быть распределен равномерно. Добиться этого можно схематично размещая светильники. В зависимости от конфигурации помещений и желания заказчика светильники располагают в одну линию, рядами, по периметру квадратом, в шахматном порядке или как-то иначе. Чтобы избежать образования теневых зон, светильники располагают не над торговым оборудованием, которое может прерывать лучи света, а над проходами. Также важно определить оптимальную высоту размещения светового оборудования. Этот параметр определяется детальным расчетом, исходя из всех особенностей помещения и выбранных светильников.
При организации освещения супер- и гипермаркетов нужно учитывать и индивидуализацию параметров освещения в зависимости от вида товара. Разные категории товара требуют различного освещения. Чтобы наилучшим образом представить товар, параллельно с общим освещением - требуется грамотно подойти к выстраиванию системы акцентирующего освещения, с температурой света характерной для освещения конкретных групп товаров.